Что такое dts. DTS - что это? Режим DTS - что это? Скорость передачи данных и их предварительная обработка

Dolby Digital - это уважаемый и всем хорошо известный формат аудио, называемый ещё AC-3 и используемый в обычных DVD; он также является базовым стандартом для дисков Blu-ray. Здесь формат Dolby Digital работает так же, как на DVD-дисках в звуковых схемах от 1.0 до 5.1, но обеспечивает более высокий максимальный поток 640 кбит/с для Blu-ray и звучит, как формат Dolby Digital Plus, закодированный при таком же битрейте. (Однако как вы увидите из описания Dolby Digital Plus, его максимальный битрейт значительно выше, хотя и редко используется.)

Все плееры Blu-ray должны поддерживать передачу Dolby Digital на внешний декодер (bitstream). Когда плееры не могут выдать звуковую дорожку Dolby с высоким потоком, они всегда скатываются к звуку, который называется Dolby Digital core. Дело в том, что в данной версии 5.1 Dolby Digital более высокий поток представлен в виде так называемых расширений, которые ресивер может как правильно декодировать, так и нет. Если расширения будут декодированы некорректно, вы всё ещё получите сжатое аудио (bitstream) в формате Dolby Digital 5.1 с максимальным потоком 640 кбит/с.

Характеристика дорожки Dolby Digital для фильмов Blu-ray выглядит следующим образом.

  • Аудиокодек - Dolby Digital.
  • Каналы (звуковая схема) могут быть 1.0 (редко, только для старых фильмов), 2.0 (тоже редко, хотя и не для таких старых фильмов) или 5.1 (самый типичный вариант).
  • Данные о чёткости звука не приводятся, хотя в спецификации Dolby Digital указано, что всегда используются 16 бит и 32 КГц, 44,1 КГц (типичная частота для audio CD) или 48 КГц (типично для DVD и Blu-ray дисков).
  • Значение потока, как правило, 640 кбит/с (большинство дисков 5.1), но может быть от 192 кбит/с (1.0) до 448 кбит/с (2.0 и некоторые 5.1). 448 кбит/с - это максимальный поток для обычных DVD.

В таблице в конце статьи представлена информация по звуковым схемам, SPDIF и поддержке HDMI для формата Dolby Digital.

DTS

DTS - это ещё один уважаемый и хорошо известный аудио-формат, изначально созданный для обычных DVD. Как и Dolby Digital, это формат сжатого звука, поддерживающий каналы от 1.0 до 5.1, где 5.1 наиболее часто применяется для Blu-ray. DTS поддерживает максимальный поток 1,5 Мбит/с, а плееры Blu-ray более чем подходят для работы с такой скоростью передачи. Все плееры Blu-ray должны поддерживать передачу bitstream (закодированного потока) DTS по цифровому интерфейсу и уметь внутренне декодировать, по крайней мере, два канала; огромное число плееров Blu-ray могут декодировать 5.1.

В изначальной спецификации DVD 1997 года не было упоминаний о DTS, поэтому старые DVD-плееры не распознают звуковые дорожки в формате DTS. Все современные DVD-плееры могут внутренне декодировать поток DTS или выводить его на внешний декодер по какому-либо цифровому каналу, однако поток при этом часто снижается до 768 кбит/с. Как и в случае с Dolby Digital, варианты DTS с более высоким потоком построены на DTS core с максимальным потоком 1,5 Мбит/с, так что если расширения декодировать не получится, то базовый звук в формате DTS всё равно будет доступным для обработки или передачи. Если на диске Blu-ray присутствует любая звуковая дорожка DTS, вы можете рассчитывать на базовый уровень звука DTS от плеера Blu-ray.

Характеристика дорожки DTS для фильмов Blu-ray выглядит следующим образом.

  • Аудиокодек - DTS.
  • Каналы (звуковая схема) могут быть 2.0 (редко, только для старых фильмов), 3.0 (тоже редко, хотя и не для таких старых фильмов) или 5.1 (самый типичный вариант).
  • Данные о чёткости звука не приводятся, хотя в спецификации DTS указано, что может использоваться 16 бит и 24 бит при частоте 48 кГц (типичная частота для DVD и Blu-ray) или 96 кГц.
  • Значение потока обычно 1,5 Мбит/с (для большинства 5.1 Blu-ray дисков), но может быть и 768 кбит/с (типичное значение для большинства обычных DVD, которые содержат аудио сопровождение в формате DTS).

В таблице в конце статьи представлена информация по звуковым схемам, SPDIF и поддержке HDMI для формата DTS.

Dolby Digital Plus (DD+) - это формат сжатого звука, но он поддерживает более высокий поток и более эффективное сжатие для обеспечения лучшего качества звучания. Помимо 5.1-канального звука, DD+ может поддерживать также схему 7.1, но она встречается редко, большинство студий используют 5.1 каналов для коммерческих записей, которые затем попадают в руки потребителей. Как и в случае других дорожек Dolby, стандарт DD+ кодируется в виде расширения к звуковым данным Dolby Digital 5.1. Кроме того, формат DD+ опционален для плееров Blu-ray и не является обязательным требованием, поэтому некоторые плееры могут поддерживать DD+, а другие нет, хотя в любом случае и те, и другие могут выдавать Dolby Digital core на внешний декодер.

Только на очень немногих фильмах Blu-ray указано наличие звуковой дорожки DD+, и PowerSquid не даёт такого списка. На самом деле, среди фильмов с заявленной поддержкой DD+ нам удалось найти только несколько, записанных на HD-DVD: A View From Space With Heavenly Music, "Сорвавшийся с цепи/Unleashed" и т.д. Характеристика дорожки DD+ для фильмов Blu-ray выглядит следующим образом.

  • Аудиокодек - Dolby Digital Plus.
  • Каналы (звуковая схема) могут быть 5.1 (наиболее типично) или 7.1 (редко); в спецификации сказано, что могут поддерживаться схемы до 13.1, но пока в коммерческих дисках Blu-ray применяется не более 7.1-каналов.
  • Данные о чёткости звука: по спецификации DD+ глубина битов может быть либо 16, либо 24 бит при частоте 44,1 кГц, 48 кГц (типично для DVD и Blu-ray дисков) или 96 кГц.
  • Значение потока может доходить до 6,144 Мбит/с для закодированных данных (что переводится в 13,5 Мбит/с для несжатых данных), но может быть либо 1,5, 4,5, либо 6,144 Мбит/с, в зависимости от того, какой поток студия решит применить к данному типу звуковой дорожки. Диски HD-DVD, поддерживающие DD+, всегда используют поток 1,5 Мбит/с.

В таблице в конце статьи представлена информация по звуковым схемам, SPDIF и поддержке HDMI для формата DD+.

DTS-HD High Resolution

Являясь альтернативой DD+, формат DTS-HD High Resolution (часто называемый просто DTS-HD HR) представляет собой модернизацию простого DTS (как DD+ по отношению к Dolby Digital), обладая более высоким потоком и улучшенными характеристиками сжатия. Как и в случае с Dolby Digital и DD+, DTS-HD HR кодируется в виде расширений к данным DTS core. Точно так же формат DTS-HD HR опционален для плееров Blu-ray, поэтому многие плееры извлекают только поток DTS на 1,5 Мбит/с и игнорируют расширения. Как и в случае с DD+, изучение HD-треков на коммерческих дисках Blu-ray показало, что студии отказались от обоих этих форматов в пользу оригинального core-формата плюс несжатых версий с высоким потоком: Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio. Очевидно, что они руководствуются поддержкой максимально возможной чёткости на встроенной дорожке 5.1, чтобы оборудование, которое поддерживает несжатый звук, принимало эти потоки, а для другого оборудования предлагать сжатые core-форматы (Dolby Digital и DTS).

Опять же, нам не удалось найти диски Blu-ray с кодированием DTS-HD HR. Хотя некоторые иностранные фильмы HD-DVD от Warner Brothers указывают поддержку данного формата, в обзорах этих дисков говорится, что версии Blu-ray, поддерживающие Dolby TrueHD или DTS-HD Master Audio, обеспечивают гораздо более превосходное качество звука по сравнению с аналогами HD-DVD (например, Ghost Rider). Характеристика дорожки DTS-HD HR в фильмах выглядит следующим образом.

  • Аудиокодек - DTS-HD High Resolution.
  • Каналы (звуковая схема) могут быть 5.1 (наиболее типично) или 7.1 (редко).
  • Данные о чёткости звука: по спецификации DTS-HD разрядность может быть 24 бит при частоте 48 кГц (типично для HD DVD) или 96 кГц (могла бы использоваться для Blu-ray, но таких нет).
  • Значение потока может доходить до 6,144 Мбит/с для закодированных данных (что переводится в 13,5 Мбит/с для несжатых данных), но может быть либо 1,5, 4,5, либо 6,144 Мбит/с, в зависимости от того, какой поток студия решит применить к данному типу звуковой дорожки. Диски HD-DVD, поддерживающие DTS-HD, всегда используют поток 1,5 Мбит/с.

В таблице в конце статьи представлена информация по звуковым схемам, SPDIF и поддержке HDMI для формата DTS-HD High Resolution. Интересно, что несмотря на полное отсутствие фильмов в формате DTS-HD на дисках Blu-ray, многие плееры (включая модели от Panasonic, Onkyo и Samsung) поддерживают DTS-HD, хотя мы не нашли упоминаний о поддержке этого формата Sony, кроме как через обновление прошивки для PS3.

Dolby TrueHD является одним из первых двух форматов несжатого звука (сжатого без потерь), доступных только для оптических HD-плееров. Несмотря на то, что кодек Dolby TrueHD является опциональным, данный формат широко поддерживается плеерами и дисками Blu-ray (гораздо больше, чем DD+, который часто отсутствует на дисках Blu-ray). Dolby TrueHD использует алгоритм сжатия без потерь Meridian Lossless Packing (MLP). Цифровой поток Dolby TrueHD может вмещать до 14 отдельных звуковых каналов, но на практике работает с 6 (5.1) или 8 (7.1) каналами. Стандарт Dolby TrueHD поддерживает разрядность до 24 бит и частоту дискретизации до 192 кГц (для максимального несжатого потока 63 Мбит/с!), но для Blu-ray на текущий момент доступно максимум 8 каналов с 24 бит и 96 кГц (или, в качестве альтернативы, 6 каналов с 24 бит и 192 кГц) для максимального сжатого потока 18 Мбит/с. Поиск доступных фильмов в формате Dolby TrueHD на дисках Blu-ray показал, что на сегодняшний день можно получить только половину: 6 каналов с частотой дискретизации 96 кГц и глубиной 24 бит (что соответствует несжатому потоку 13,5 Мбит/с и сжатому 9 Мбит/с, например, на дисках с концертами группы Dave Matthews and Tim Reynolds, получивших отличные баллы за качество на сайте Cinema Squid).

Характеристика дорожки Dolby TrueHD для фильмов Blu-ray выглядит следующим образом.

  • Аудиокодек - Dolby TrueHD.
  • Каналы (звуковая схема) почти всегда 5.1, очень редко встречаются 6.1 и 7.1.
  • Данные о чёткости звука часто отсутствуют, но обычно значения следующие: 16 бит при частоте 48 кГц или 24 бит при частоте 48 кГц; для некоторых концертных дисков эти значения составляют 24 бит при частоте 96 кГц.
  • Значение потока, как правило, отсутствует, но обычно составляет 4 608 кбит/с (4,5 Мбит/с, что соответствует шести каналам при частоте 48 кГц и 16 бит). Самое высокое значение, которое мы видели на коммерческих концертных дисках Blu-ray, составило 9,0 Мбит/с, что соответствует шести каналам при частоте 96 кГц и 24 бит. Максимальное значение для Blu-ray составляет 18 Мбит/с.

В таблице в конце статьи представлена информация по звуковым схемам, SPDIF и поддержке HDMI для формата Dolby TrueHD.

DTS-HD Master Audio (иногда сокращается как DTS-HD MA) представляет собой второй из двух форматов несжатого звука (сжатого без потери качества), доступных только для оптических HD-плееров. Как и в случае с Dolby TrueHD, DTS-HD Master Audio является опциональным кодеком для плееров Blu-ray, но так же, как Dolby TrueHD и DD+, данный формат гораздо более распространён и поддерживается лучше, чем DTS-HD High Resolution. На самом деле, сравнение числа фильмов в форматах Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio на сайте Cinema Squid показало, что число последних (648) превышает число первых (480) в соотношении 4:3. Возможно, причина в том, что DTS-HD поддерживает переменные потоки на диске Blu-ray - до 24,5 Мбит/с с максимальной частотой дискретизации 192 кГц и разрядностью 24 бит в двухканальном стереорежиме и до 8 каналов с 24 бит и частотой дискретизации 96 КГц.

В соответствии с самой спецификацией DTS-HD, данный формат может включать произвольное количество каналов. Хотя если посмотреть на информацию примерно 700 доступных на данный момент дисков Blu-ray с сопровождением в формате DTS-HD MA, то вы увидите, что большинство обладает 6 (5.1) каналами с частотой дискретизации 48 кГц и разрядностью 24 бит. Вы также найдёте достаточное количество 7.1-канальных дорожек и несколько дисков Blu-ray с 6.1 (и даже 5.0) каналами, где максимальная частота дискретизации составляет 96 кГц для многоканального звука. Максимальный поток для доступных дисков Blu-ray составляет 13,5 Мбит/с (например, фильм "Я легенда/I Am Legend", получивший отличные баллы за качество звука от Blu-ray.com, DVDTown.com и Hi-Def Digest).

2013-11-02T13:15

2013-11-02T13:15

Audiophile"s Software

О формате

DTS расшифровывается как Digital Theater System и представляет собой систему lossy кодирования многоканального звука, разработанную одноименной компанией с подачи Стивена Спилберга. Дебют системы состоялся с выходом первой части «Парка юрского периода». DTS является прямым конкурентном во многом схожей системы Dolby Digital.

Сегодня данный формат используется не только в кинопрокате, но также и в сфере бытовой аппаратуры, например для кодирования дорожек DVD-Video.

Кроме того, DTS имеет и другие нестандартные применения. Например, используется для кодирования многоканального аудио и последующей передачи его через S/PDIF (данный интерфейс не поддерживает передачу несжатого многоканального звука).

Другим интересным применением, о котором и пойдет речь, является формат DTS-WAV. Фактически это поток DTS в контейнере WAV, причем полностью соответствующий стандарту PCM 16 bit/44.1 kHz. То есть, это PCM WAV файл, полностью соответствующий спецификации Red Book (Audio CD), который можно даже воспроизвести. Однако при воспроизведении без специального декодирования мы услышим только шум, т.к. в PCM содержатся на самом деле закодированные данные. Эта уловка была придумана затем, чтобы подобное DTS аудио можно было легко записать на обычный CD носитель в формате CD Audio. Далее этот диск можно воспроизвести на устройствах, имеющих специальный декодер DTS. Дабы отличить данные диски от обычных Audio CD, эти устройства предварительно проверяют поток на наличие в нем DTS и решают, использовать декодер DTS или нет.

Как прослушать

На компьютере формат DTS можно воспроизвести с помощью foobar2000 с плагином DTS Decoder. С недавних пор этот плагин работает как постпроцессор (раньше он было опционально включаемым обработчиком DSP), т.е. находится в тракте плеера непосредственно после декодера:

Это позволяет сохранять поток в исходном виде до поступления его на декодеры таких форматов как DTS и HDCD (практически любая обработка повредит данные и сделает их декодирование невозможным).

С вышеописанным плагином foobar2000 поддерживает воспроизведение DTS-CD, DTS-WAV (формат *.wav или *.dtswav) и Coherent Acoustics DTS файлов в собственном контейнере *.dts.

Как кодировать

Подробно процесс кодирования описан в статье Принципы настройки конвертера foobar2000 , я же опишу только основные моменты.

Параметры кодировщика устанавливаем следующие:

I - -o %d -b 1411.2 -l

Подразумевается, что кодировать мы будем из 5.1 источника. Я для примера взял DVD-Audio в формате 24 bit/96 kHz/5.1 channels. На выходе нам надо получить частоту дискретизации 44.1 кГц, потому в DSP следует добавить ресемплер:

После кодирования на выходе мы получим набор файлов формата *.dts. Теперь их необходимо инкапсулировать в PCM WAV файлы. Для этого будем использовать утилиту SoX - прямо из foobar2000, через плагин Run Service.

Распакуйте архив и поместите все файлы в папку foobar2000/tools/SoX/ (имеется ввиду папка, куда установлен foobar2000.exe). Затем добавьте новый сервис:

\tools\SoX\dts2wav_dir.bat "$directory_path(%path%)\"

Теперь важно, чтобы все наши DTS файлы находились в одной папке. Добавьте один из них в плейлист foobar2000, нажмите правой кнопкой и выберите Run Service -> dts2wav (folder) . Вы увидите консольное окно, в котором отображается процесс последовательного преобразования всех DTS файлов в папке.

После завершения преобразования в папке окажутся файлы *.dts.wav - то самое DTS-WAV аудио. Можете проиграть его в foobar2000: не смотря на то, что в свойствах файла будет указано PCM 2 channels, при воспроизведении foobar2000 отобразит в панели состояния «DTS ... 6ch».

Теперь дело за малым. Надо всего лишь аккуратно записать эти файлы на CD диск (как Audio CD, не диск с данными). Во-первых, это можно сделать через всё тот же foobar2000 с плагином Audio CD Writer. Для этого установите плагин и включите отображение соответствующего пункта в контекстном меню (пункт Convert -> Write audio CD ). При записи все обработчики должны быть выключены. Кроме того - очень важный момент - плагин записи пока далек от совершенства, и потому в нем нет опции отключения постпроцессинга. Таким образом fooba2000 декодирует DTS в 5.1 PCM и затем пытается записать это на диск (что конечно же невозможно, потому программа выдает ошибку). Исходя из этого, следует, что перед записью необходимо временно удалить плагин DTS Decoder.

К сожалению, запись Audio CD в foobar2000 на некоторых оптических приводах не работает. В таком случае можно воспользоваться еще более надежным методом - функцией записи в Exact Audio Copy . Эта программа позволяет установить коррекцию смещения записи, и таким образом избежать потери семплов в начале или конце диска. Алгоритм записи через EAC изложен мною в тесте «Страдает ли качество звука при записи/чтении Audio CD» . Подробно почитать о настройках EAC можно на этом сайте .

В общем-то, можно использовать и другие программы записи. Главное, чтобы они не выполняли декодирование DTS потока, и вообще какую-либо обработку.

Итак, мы записали наш диск- DTS-CD готов. Можем проиграть его в foobar2000 (обратно установив декодер DTS, если вы конечно его удаляли):

Кстати, тут есть одно замечание. Поначалу, когда я пытался воспроизвести записанный DTS-CD, плеер почему-то вдруг вылетал. К счастью, я додумался, что дело в проверке DTS формата, т.е. плагин не может прочитать какую-то сигнатуру и выдает критическую ошибку. Так и есть - оказалось, что плеер теряет начальные семплы из-за смещения (read offset) дисковода. После установки коррекции смещения (File -> Open Audio CD -> Drive Settings) в foobar2000 диск воспроизвелся успешно.

Впрочем, разработчик декодера обещал это неприятное падение исправить.

О компрессии DTS-WAV

Как известно, постпроцессор DTS также поддерживает декодирование потока из сжатых без потерь источников - FLAC, Wavpack и TAK. Однако, надо заметить, что сжатие DTS потока lossless аудио кодеками крайне неэффективно. Дело в том, что указанные кодеки заточены исключительно под сжатие аудио данных, относительная избыточность которых в среднем составляет около 30%, т.е. в среднем lossless кодеки уменьшают размер аудио относительно несжатого формата на 30%. Поток DTS, напротив, является вовсе не аудио данными, а кодом сжатого по lossy алгоритму аудио, избыточность которого в идеале стремится к нулю. С точки зрения аудио данный код является шумовым сигналом, предсказать который практически невозможно, т.е. предикторы lossless кодеков оказываются бесполезны. В итоге мы получаем очень низкую степень сжатия.

Таким образом, например, созданные по описанной выше методике DTS-WAV lossless сжатию не подлежат вообще. FLAC даёт на выходе идентичный битрейт (1411 кбит/с), а кодеры TAK и WavPack даже повышают (!) его. Это говорит о хорошем алгоритме сжатия DTS и отсутствии нулевых битов, неиспользованных для кодирования полезной информации.

Теперь возьмем образ реального DTS-CD диска Marvin Gaye - Forever Yours. При сжатии треков все три кодера выдали битрейт в районе 1250 кбит/с (сжатие на 12% - всё равно очень мало). А вот если сжать DTS-WAV, извлеченные с диска, тем же 7-Zip упаковщиком, мы получим сжатие уже 15%. В то же время 7-Zip проигрывает lossless кодекам по сжатию реальных аудио данных чуть ли не в два раза. Это еще раз подтверждает, что lossless аудио кодеки совершенно непригодны для сжатия DTS-WAV.

Кстати, архиватору 7-Zip таки удалось выручить 8% сжатия для закодированных с помощью DCENC DTS-WAV файлов. Это я к тому, что использовать lossless кодеки, например, для раздачи рипов DTS-CD не имеет смысла. Лучше воспользоваться тем же архиватором 7-Zip с алгоритмом LZMA2.


Также известен, как:

Стандарт DTS (Digital Theater System) был разработан Стивеном Спилбергом во время выпуска "Парка юрского периода" в 1993 году. DTS сам по себе больше подходит для широкого экрана, а не для квартир. Однако сейчас DTS приобретает все большую популярность, тем более что он может декодироваться и программно. В DTS так же, как и в Dolby Digital, звук раскладывается по шести каналам. Но, несмотря на прекрасное качество звука DTS, поскольку оно даже немножко лучше, чем у Dolby, следует помнить, что фильмы не выпускаются только лишь с одной DTS дорожкой. Dolby признан цифровым стандартом, а DTS - нет.

Главным преимуществом DTS является качество, поскольку при кодировании приоритет отдается именно качеству, а не занимаемому пространству. Поэтому DTS кодирует звук в 24 битах, а не в 18 как в Dolby. Компрессия динамическая, с плавающим коэффициентом сжатия от 1:1 до 1:40. В результате мы получаем лучший звук по сравнению с Dolby Digital при среднем потоке 1,5 Мбит/с. Главным недостатком DTS является большее занимаемое пространство (примерно в три раза больше), чем у Dolby.

DTS - алгоритм кодирования, изначально предназначенный исключительно для многоканального звука в формате 5.1. В отличие от Dolby Digital, где в потоке некоторые каналы могут отсутствовать вообще, в потоке DTS место для всех шести каналов всегда зарезервировано, и, при отсутствии реальной информации в них, это место просто пропадает. Т.е. при одинаковом битрейте в DTS запись 4.0 будет того же качества, как и 5.1.

Не так давно DTS создавался как модифицированная версия мультиканального звука в музыкальных приложениях (DVD-A, SACD). Затем DTS стал опциональным стандартом для DVD видеофильмов. В настоящий момент DTS является официальной частью спецификации DVD, но в качестве альтернативного варианта.

DTS DVD обычно выпускаются на одном языке и с ограниченным числом бонусов. Сейчас на рынке не так много DVD с DTS, хотя наблюдается тенденция увеличения их числа.

DTS - формат хранения цифрового звука. Основным отличием DTS от CD является поддержка многоканальности. DTS-CD не требуют наличия специального плеера для воспроизведения, нужен только обычный цифровой выход.

Digital Theater Systems (цифровые системы для кинотеатров) - его официальное название DTS Digital Surround обычно сокращают до DTS. Подобно Dolby Digital, система DTS позволяет получить в домашних условиях 5.1-канальный окружающий звук. (DTS может также использовать схему каналов 7.1, которая отличается от предыдущей использованием двух дополнительных тыловых акустических систем.)

В формате DTS используется скорость цифрового потока 1"536"000 бит в секунду, что обеспечивает более высокое качество шестиканального звукового сигнала.

Звук на Blu-ray и HD DVD

Говоря о Blu-ray и HD DVD, все восхищаются качеством изображения, кардинально превосходящим DVD-Video. Меж тем, оба «синих»* формата примечательны еще и более совершенным звучанием. В первую очередь - за счет применения новых аудиоформатов, таких как Dolby TrueHD и DTS-HD. Их внедрение стало возможным благодаря существенно возросшему потенциалу оптических носителей с точки зрения как информационной емкости, так и скорости считывания данных. В то же время, наряду с прогрессивным звуковым сопровождением в Blu-ray и HD DVD используется и традиционное - основанное на привычных алгоритмах Dolby Digital и DTS, и число релизов с такими аудиодорожками по-прежнему велико. В некоторых случаях их ставят в дополнение к аналогичным по содержанию, но в высоком разрешении, дабы обеспечить максимальную совместимость.

Но стоить отметить, что индустрия High Definition пока что находится на этапе становления, поэтому выход на рынок не доведенных до ума решений был предсказуем: по аналогичному сценарию «купи новую модель, а потом поменяй на полнофункциональную через полгода» развивался и рынок оборудования для воспроизведения DVD-Video.

Не удивительно, что «синие» плееры первого поколения обладали целым рядом ограничений. Это касалось не только поддержки различных мультимедийных сервисов, заложенных в Blu-ray и HD DVD, но и параметров аудиотракта. Точнее - преимущественно параметров аудиотракта. Те аппараты не умели декодировать Dolby TrueHD и DTS-HD. И это было реальной проблемой, поскольку использовавшаяся в них версия HDMI не позволяла передавать нужные потоки в цифровом виде. А даже если бы и позволяла - декодировать все равно было нечем: AV-ресиверы с HDMI v1.3 и поддержкой Dolby TrueHD и DTS-HD появились в продаже после новогодних праздников на стыке 2007 и 2008 года. Поступившие в продажу проигрыватели прежнего поколения (многие из них в России продаются до сих пор) «научились» самостоятельно обрабатывать аудиодорожки высокого разрешения, но делали это, как правило, в режиме Core. Данный режим обеспечивает лишь формальную совместимость: плеер будет выдавать многоканальный звук, но с качеством традиционных Dolby Digital и DTS. К счастью, подавляющее большинство новых проигрывателей, появившихся в продаже в начале 2008 года, оснащены и HDMI v 1.3, и нужными декодерами. Впрочем, в любом случае лучше отправлять аудиосигнал «в цифре» на AV-ресивер нового поколения. У него настроек больше и поддержка 7.1 осуществляется в полной мере.

Новые форматы многоканального звука были введены ради возможности создания более эффектного, детального и богатого звукового сопровождения, они позволяют реализовать весь потенциал аппаратуры и колонок. Однако стоит помнить, что и на слух отличия аудиоформатов высокого разрешения от привычных заметны лишь при использовании достаточно дорогого оборудования, установленного в помещении с надлежащей акустической обработкой.

* Blu-ray и HD DVD называют «синими» форматами, поскольку для работы с оптическими носителями этих типов применяется сине-фиолетовый лазер, в отличии от красного для DVD и CD.

Сводная таблица многоканальных аудиоформатов, используемых в Blu-ray и HD DVD

Кликните на картинку для ее увеличения

Также стоит отметить, что посредством HDMI версии 1.2 и 1.3 можно передавать многоканальный аудиопоток DSD (Super Audio CD, SACD). Разумеется, в этом случае диски SACD должен уметь воспроизводить источник и декодировать AV-ресивер (декодер).

Dolby Digital

Dolby Digital, нередко называемый AC3 или просто DD, является наиболее популярным форматом многоканального звука, поскольку в свое время стал основным для формата DVD-Video. А первый фильм со звуковой дорожкой Dolby Digital мир увидел в 1992 года. Название Dolby есть ни что иное, как фамилия создателя исследовательской лаборатории - Рэя Долби. Спецификация Dolby Digital подразумевает максимальное число каналов, равное шести. Из них пять - полнодиапазонные, для основных колонок, а один - вспомогательный низкочастотный. Это канал сабвуфера. Для сжатия аудиоинформации применяется эффективный алгоритм кодирования АС3, однако ввиду невысокого битрейта (объема цифровых аудиоданных, передаваемых за определенный промежуток времени, в данном случае - за одну секунду) пригодным такой формат можно назвать лишь для кинофильмов. И то - воспроизводимых на недорогих системах. На музыкальных программах в формате Dolby Digital слишком заметны огрехи в звучании высоких частот, потеря мелких звуковых деталей и обертонов голосов/инструментов. Но это если смотреть с колокольни современной цифровой аппаратуры. Для своего времени Dolby Digital был откровением. Уже хотя бы потому, что имел полностью независимые аудиоканалы.

Dolby Digital Surround EX

Является улучшенной версией Dolby Digital. Параметры аудиопотока и качество звучания не изменились, зато появилась поддержка 6.1. Получение дополнительного канала (тылового центра) происходит матричным путем - примерно как в Dolby Pro Logic. То есть, «бонусный» аудиоканал изначально отсутствует в фонограмме как независимый, но на стадии декодирования вычленяется из двух тыловых. В домашнем кинотеатре 7.1 «синтезированный» тыловой канал подается на тыловую пару АС в монорежиме. При этом боковые колонки окружающего звука воспроизводят отдельные дорожки, для них предназначенные.

Dolby Digital Plus

Существенно более поздняя разработка, обеспечивающая полноценное звучание 7.1, где все каналы независимы. Благодаря увеличению битрейта и разрядности потока качество звука заметно повысилось, позволяя удовлетворить киноманов даже с хорошим слухом. Именно Dolby Digital Plus можно считать базовым для Blu-ray и HD DVD.

Dolby TrueHD

Наиболее совершенный аудиофромат лаборатории Dolby, который стал доступен лишь с появлением «синих» форматов - Blu-ray и HD DVD. Внушительный битрейт, высокие частота дискретизации и разрядность потока, а также алгоритм кодирования без потерь, позволили довести качественную составляющую такой звуковой дорожки до уровня студийной фонограммы. Многоканальные записи в Dolby TrueHD сравнимы с аналогичными записями в формате DVD-Audio и, разумеется, звучат существенно лучше, нежели Audio CD.

DTS

Конкурирующий с Dolby Digital формат, представленный компанией Digital Theater System. Структура распределения каналов здесь аналогичная (5.1), а вот качество звука заметно выше за счет более высокого битрейта и другого алгоритма кодирования аудиоданных. Тем не менее, DTS хоть и является более предпочтительным для хранения многоканальной музыки, с современными аудиоформатами высокого разрешения конкурировать не может. А для кинотеатральных нужд его вполне хватает.

DTS-ES

Аналогичен Dolby Digital Surround EX. В версии DTS-ES Matrix тоже применяется технология аналогового (матричного) кодирования сигнала дополнительного тылового центра в двух основных тыловых каналах. Версия DTS-ES Discrete подразумевает семь (6.1) независимых потоков. По качеству звучания оба алгоритма не отличаются от обычного DTS и, соответственно, несколько превосходят по звуку фонограммы в Dolby Digital Surround EX.

DTS-HD High Resolution Audio (HRA)

Этот алгоритм кодирования уместно соотносить с Dolby Digital Plus. В сравнении с традиционными DTS и DTS-ES новый DTS-HD обладает существенно большим потенциалом по части передачи звуковых нюансов. Такого качества звука достаточно для озвучивания подавляющего большинства кинофильмов, даже если говорить об использовании аппаратуры самого высокого класса. Вполне комфортно слушать и многоканальную музыку. Впрочем, для хранения последней идеальным является следующий формат.

DTS-HD Master Audio (MA)

LPCM

Несжатые аудиопотоки. В основе LPCM - импульсно-кодовая модуляция. Грубо говоря, по структуре этот поток такой же, как и Audio CD, только значительно более высокого разрешения. По качеству звучания такая фонограмма мало отличается от фонограмм в форматах Dolby TrueHD и DTS Master Audio. В восьмиканальном варианте на «синем» диске может размещаться звуковая дорожка LPCM с максимальными параметрами потока 24 бит / 192 кГц, хотя в многоканальном режиме чаще используется 24 бит / 96 кГц. Ограничение вызвано предельно допустимыми значениями битрейта, достигаемого при считывании данных с оптического носителя, даже если это Blu-ray или HD DVD. У несжатых данных LPCM он просто зашкаливает: если включить 8 каналов в режиме 24/192, то для видеосигнала попросту не останется места. Зачем нужен LPCM, если есть более компактные (в плане занимаемого информационного пространства) Dolby TrueHD и DTS-HD MA, не уступающие в качестве звука? Все просто: поток LPCM может декодировать любой BD- или HD DVD плеер. Его также может декодировать практически любой AV-ресивер, оснащенный входом HDMI. Вероятно, когда HDMI v1.3 и декодеры Dolby TrueHD и DTS-HD будут буквально во всех кинотеатральных компонентах, надобность в LPCM отпадет.

В начале этого года на выставке CES 2015 калифорнийская компания Digital Theater System (DTS) анонсировала новый формат многоканального звука DTS:X. Уже тогда многие эксперты с уверенностью заявили, что новая разработка DTS станет серьезным конкурентом формату Dolby Atmos, который успел наделать немало шума и произвел своего рода революцию в мире многоканального звука. Формат DTS:X, как и Atmos, основан не на каналах, а на аудиообъектах, и ресивер сам на ходу определяет позицию того или иного аудиообъекта. Для DTS:X неважно, сколько колонок задействовано в вашем домашнем кинотеатре, процессор или AV-ресивер все рассчитает и оптимально распределит звуки. Выходит, Dolby Atmos и DTS:X не просто схожи, а практически идентичны? В целом - да, существенных отличий немного, но они все же есть.

Чем делают саундтрек DTS:X

Для создания звука в формате DTS:X режиссеры используют специальное приложение MDA Creator (работает как плагин к монтажной программе), позволяющее указать место, откуда должен исходить звук, и проложить траекторию движения аудиообъекта в трехмерном пространстве. По сути, звукорежиссерам не нужно задумываться, из какой именно колонки пойдет звук, за них это сделает оборудование в режиме реального времени у пользователя дома или в коммерческом кинотеатре. Саундтреки в формате DTS:X способны адаптироваться под разные конфигурации акустики, в общей сложности система может работать с 32 колонками одновременно. Как и в случае с Atmos, для достижения максимального эффекта DTS:X требуется потолочная акустика. Хоть это необязательное условие, создатели рекомендуют не пренебрегать такой возможностью.


Скриншот приложения MDA Creator

Многим может не понравиться идея размещения дополнительных колонок на потолке, и поэтому производители предлагают специальную Atmos-акустику, дополненную динамиками, направленными вверх, чтобы получить отраженный от потолка звук. Но у DTS пока нет планов выпускать подобные акустические системы, а подойдут ли колонки, заточенные под Dolby Atmos, однозначно сказать пока нельзя. Хотя сама DTS утверждает, что никаких преград нет, и все должно заработать.

Ресиверы и процессоры с поддержкой DTS:X

Что касается оборудования для просмотра контента в формате DTS:X, то тут есть два пути: можно купить новый AV-ресивер с поддержкой формата или же программно обновить тот, что уже имеется. Большинство производителей уже заявили о поддержке нового кодека. Компания Denon выпустит обновление для модели AVR-X7200W, летом появятся апдейты для Marantz AV8802 и Trinnov Audio Altitude32. А Onkyo, Pioneer и Yamaha планируют начать продажи DTS:X-ресиверов в конце лета или в начале осени.


AV-ресивер Denon AVR-X7200W уже поддерживает Dolby Atmos (что видно на его дисплее), а после обновления, которое выйдет этим летом, и DTS:X

Вот производители, которые уже согласилась включить новый формат в свои устройства в 2015 году: Anthem, Denon, Integra, Krell, Marantz, McIntosh, Onkyo, Outlaw Audio, Pioneer, Steinway Lyngdorf, Theta Digital, Trinnov и Yamaha. Также заключены договоренности с производителями процессоров, среди них Cirrus Logic, Analog Devices и Texas Instruments.

Контент в формате DTS:X

Пока DTS не опубликовала никаких списков контента в новом формате, однако при создании вышедшего в апреле фильма «Мстители: Эра Альтрона» использовали программное обеспечение MDA Creator, и студия Lionsgate анонсировала выход BLu-ray-диска фильма «Из машины» («Ex Machina») с дорожкой в новом формате.

Компания обещает до конца 2015 года начать продажи фильмов на Blu-ray-дисках с саундтреками DTS:X. Кстати, еще неизвестно, будут ли студии размещать звуковые дорожки Atmos и DTS:X на одном и том же диске. Есть большая вероятность того, что придется отдельно покупать версии фильмов со звуком в Dolby Atmos и DTS:X.


Фантастическая драма «Из машины» , который на BD-диске вышел с дорожкой в DTS:X

У DTS есть планы сотрудничать со стриминговыми сервисами, возможно, в следующем году появится потоковый DTS:X-контент.

Что касается кинотеатров, то известно, что американская сеть Carmike объявила о переходе на DTS:X. В семи кинозалах (все они находятся в разных городах США) переоборудование уже началось.

Сравнение DTS:X и Dolby Atmos

Хорошо, выше в общих чертах я рассказал вам про DTS:X, но о самом важном все еще не было сказано. Больше всего нас волнует, чем отличаются форматы друг от друга и в пользу какого сделать выбор. В чем же разница?

Итак, в первую очередь стоит сказать, что у DTS вообще нет никакого списка рекомендуемых конфигураций акустики, если определенные комплекты с дополнительными потолочными динамиками (5.1.4, 7.1.2 и т.д.), то инженеры из DTS сочли это бессмысленным. По их мнению, объектные кодеки тем и хороши, что не имеют привязок к определенным конфигурациям колонок. Все зависит от производителей акустики - они сами смогут решать, какими должны быть системы для работы с форматом DTS:X.

Второе отличие заключается в том, что у DTS:X есть опция, позволяющая управлять громкостью диалогов. DTS решила, что сделать диалоги полностью изолированными от других аудиообъектов саундтрека - хорошая идея. Многие жалуются, что не слышат речь из-за других шумов, так вот теперь у них будет возможность сделать речь погромче. Но нет уверенности, что самим режиссерам понравится такая функция, ведь зачастую персонажи говорят тихо тогда, когда это нужно, и вряд ли именитый режиссер позволит зрителю нарушить его задумку.


Потолочная акустика в большом кинозале

Еще одним моментом, где разница между Dolby Atmos и DTS:X может быть существенной, стало умение производить повышающее микширование - преобразование стандартных 5.1- или 7.1-треков в 11.1, 9.1.2, 5.1.4 и т.д. У DTS эта технология называется Neural:X - например, стандартный саунтдрек в формате DTS-HD MA 7.1 может быть преобразован ресивером для воспроизведения на комплекте акустики с дополнительными потолочными колонками. Технология сама подстроится под имеющуюся конфигурацию. У Dolby Atmos функция апмиксинга тоже имеется, но какой из двух форматов справится с задачей лучше, пока сказать сложно.

Итог

Главная задача DTS:X на ближайшие пару лет заключается в том, чтобы догнать Dolby Atmos. И это будет не так уж просто - думаю, немногие захотят что-то менять в своих недавно купленных Atmos-системах только для того, чтобы попробовать «что-то примерно похожее, но немного другое». А если учесть, что Dolby уже заявила, что собирается открыть не менее 100 кинотеатров Dolby Cinema по всему миру до 2025 года, то у DTS есть причины поторопиться. Небольшие «условные» преимущества могут сыграть свою роль, но по большому счету, DTS не предложила чего-то кардинально нового.

Для нас (потребителей) вся борьба между двумя компаниями встает на второй план. Намного важнее то, что DTS и Dolby положили начало новой эре в мире объемного звука. И в ближайшие годы остается лишь запастись терпением и ждать всевозможных дополнений, обновлений и улучшений, которые обязательно появятся в условиях конкурентной борьбы.

mob_info