Игры поддерживающие hdr на компе. Технология HDR в компьютерных играх

На сегодняшний день PS4 Pro является лучшей игровой консолью Sony. Она стоит дороже, чем обычная PlayStation 4 , и владельцам 4K-телевизоров стоит рассмотреть возможность покупки новой системы поскольку она предоставляет геймерам ряд усовершенствований.

PS4 Pro создана для того, чтобы воспроизводить те же игры, что и PlayStation 4 и другие современные консоли, но с большими улучшениями. Вы получаете более высокое разрешение - до 4K Ultra HD - и расширенный динамический диапазоном HDR для двухмерных игр, лучшую прорисовку мелких деталей для тайтлов PSVR .

Все новинки будут доступны для оригинальной PlayStation 4 или PS4 Slim , но также получат улучшения для PlayStation 4 Pro, это относится ко многим существующим играм, полный список которых вы можете увидеть внизу этого поста.

Давайте рассмотрим, какие улучшения стоит ожидать от Pro-версий существующих и предстоящих тайтлов поддерживающих разрешение 4K, технологию HDR или и то, и другое вместе.

Что такое 4K?

Термин 4K, или ультра высокая четкость (Ultra HD - Ultra high definition) относится к разрешению экрана в 3840 х 2160, которое предлагает в четыре раза больше пикселей, чем видео в Full HD (1080p). Другими словами, технология предоставляет гораздо более глубокую детализацию и гораздо более четкое изображение, а также обладает намного большей вычислительной мощностью, чтобы оперировать с таким большим объемом данных.

Что такое HDR?

Высокий динамический диапазон (HDR - High Dynamic Range) - технология видео обеспечивающая большую яркость, лучший контраст и более широкую цветовую гамму изображения.

HDR-телевизоры способны выдавать гораздо более высокий уровень яркости, более глубокие оттенки черного. Они могут изображать намного большее количество цветов, чем раньше, и, в конечном итоге, давать более естественную картинку с очень яркими областями и лучшими световыми эффектами. Более темные области остаются глубокими, но без потери деталей.

Какие возможности PS4 Pro?

Благодаря своей вычислительной мощности, в том числе улучшенной графической архитектуре, PlayStation 4 Pro способна воспроизводить видеоигры в разрешении 4K с поддержкой HDR с частотой до 60 кадров в секунду. Это не относится ко всем тайтлам - скорее вы получите 4K с 30 кадрами в секунду в подавляющем большинстве случаев - но есть некоторые исключения, такие как предстоящий рейсинг Gran Turismo Sport , который должен воспроизводится в Ultra HD и 60fps.

Многие игры будут использовать 4K-рендеринг в шахматном порядке, что более эффективно, чем масштабирование, то есть будет осуществляться рендеринг небольших блоков пикселей, а не каждого по отдельности. Однако некоторые тайтлы будут поддерживать полноценную графику в 4K.

Некоторые видеоигры для PS4 Pro будут иметь опцию выбора между очень плавным геймплеем при 60fps в разрешении 1080p или более высоком разрешением, но с ограниченной частотой до 30 кадров в секунду. В любом случае, это даст вам более высокую частоту кадров при 1080p, чем при воспроизведении на стандартной модели PlayStation 4.

Список улучшенных игр для PS4 Pro

Ниже представлен полный перечень улучшенных тайтлов для PlayStation 4 Pro из существующих на сегодняшний день, либо анонсированных релизов.

Не забывайте, что все видеоигры PS4 будут работать на новой модели Pro. В этом списке представлены тайтлы, которые будут поддерживать 4K, HDR или, в случае с играми для PSVR, использовать большую мощность обработки графики, чтобы предоставить лучший игровой опыт.

Abzu
- Assassin"s Creed The Ezio Collection
- Assassin"s Creed Syndicate
- Batman Return to Arkham
- Battlefield 1
- Battlezone
- Bound
- Call of Duty Black Ops 3
- Call of Duty Infinite Warfare
- Call of Duty Modern Warfare Remastered
- Darksiders Warmastered Edition
- Days Gone
- Deus Ex Mankind Divided
- Diablo 3
- Dishonored 2
- DriveClub VR
- Fallout 4
- Farming Simulator 17
- Farpoint
- FIFA 17
- Final Fantasy XV
- Firewatch
- For Honor
- Forma8
- Futuridium EP Deluxe
- Ghost Recon Wildlands
- Gran Turismo Sport
- Helldivers
- Hitman
- Horizon Zero Dawn
- Hustle Kings
- inFamous First Light
- inFamous Second Son
- Killing Floor 2
- Knack
- Let it Die
- Mafia III
- Mantis Burn Racing
- Mass Effect Andromeda
- Middle-earth Shadow of Mordor
- NBA 2K17
- Neon Chrome
- Nioh
- Overwatch
- Paragon
- PlayStation VR Worlds
- Pro Evolution Soccer 2017
- Ratchet & Clank
- Resident Evil 7 biohazard
- Resogun
- Rez Infinite
- Ride 2
- RIGS Mechanized Combat League
- Rise Of The Tomb Raider
- Robinson The Journey
- Smite
- Spider-Man
- Steep
- Super Stardust Ultra
- The Elders Scrolls Online Tamriel Unlimited
- The Elder Scrolls V Skyrim Special Edition
- The Last Guardian
- The Last Of Us Remastered
- The Last Of Us Left Behind
- The Playroom VR
- The Witness
- Thumper
- Titanfall 2
- Tumble
- Uncharted 4 A Thief’s End
- Until Dawn Rush of Blood
- Viking Squad
- Watch Dogs 2
- Wheels of Aurelia
- World Of Tanks
- XCOM 2

HDR уже близко. Давайте разберёмся, что же это такое и как он применим к видеокартам, мониторам и ПК-играм.

Сегодня уже все толкуют о «HDR», и, если вас волнуют настройки графики в играх для ПК, вы можете задаваться вопросом: а что в нём такого? Он ведь существует уже несколько лет! Что ж, у меня для вас новости: все эти чекбоксы и опции с надписью «HDR», которые вы наблюдаете в играх со времён Half-Life 2, не есть настоящий HDR.

А та опция в вашей камере на мобильнике с пометкой «HDR»? Тоже не совсем HDR, хотя, как и в тех фальшивых HDR-чекбоксах в настройках игр, преследуется та же цель: улучшить качество изображения.
Запутались? Не пугайтесь; когда дело касается заблуждений относительно HDR, это лишь самая вершина айсберга. Так что же это такое и как он может быть полезен для видеоигр? На первый вопрос ответить легко, для ответа на второй понадобится немного времени. Читайте нашу статью, и вы узнаете, что такое HDR и какие вам нужны видеокарта и монитор, чтобы использовать его в полной мере.

Нет, это не настоящий HDR.

HDR (High Dynamic Range – англ., Высокий Динамический Диапазон) – это общий термин для технологий работы с изображениями и видео, диапазон яркости которых превышает возможности стандартных технологий. Невзирая на то, что вы могли слышать от «пророков от 4К», разрешение играет далеко не главную роль в формировании качественной картинки. За пределами текущих ограничений масштабирования Windows в 110 DPI количество пикселов становится менее важным, чем то, что вы с ними делаете.

Контраст, яркость и цветовая насыщенность – всё это становится важным, когда нужное разрешение уже достигнуто, и именно HDR занимается улучшением их параметров. И это не какой-то постепенный апгрейд; строгие требования HDR практически от всех потребуют нового железа, а для определения разницы вам не нужны будут бенчмарки или намётанный глаз.

Для начала, минимальная спецификация HDR требует наличия ЖК-монитора с яркостью от 1000 кд/м2 или нитов, для соответствия новому стандарту «Ultra HD Premium». Топовые игровые мониторы, чья яркость, в лучшем случае, достигает 300-400 нитов, и близко не подбираются к этому. Хорошие ноутбуки ушли недалеко, выжимая из своих дисплеев приблизительно на сотню нитов больше. Даже мобильники, с их фантастическими всё-видно-при-ярком-солнце экранами, могу похвастать лишь восемью сотнями нитов. Да, когда заходит разговор о яркости, годные для HDR дисплеи оставляют всех этих «конкурентов» в беспросветной тьме.

HDR улучшает и цветопередачу, поскольку требует 10-12 бит на канал цветности, что полностью достижимо на разных операционных системах и стандартах. Большинство персональных компьютеров отображают лишь 6-8 бит на канал, используя стандарт sRGB, едва покрывающий треть собственного видимого спектра HDR. И хотя железо позволяет добиваться большего, именно особенности программного обеспечения делают это неудобным и неугодным.

sRGB (справа) отображает лишь треть доступных HDR цветов.

В настоящее время десктопные мониторы, поддерживающие технологию улучшения цвета WCG, используются обычно в профессиональных целях, вроде работы с фотографиями или медицинских исследованиях. Игры и прочее ПО просто-напросто игнорируют все эти дополнительные цвета, что заставляет их выглядеть на WCG-мониторах так, будто у них сбились настройки, если только железо не начинает эмулировать отсутствующие цвета. HDR помогает избежать путаницы, включая в видеопоток метаданные, благодаря которым цвета в приложениях выглядят корректно, а возможности монитора используются оптимальным образом.

WCG – это лишь часть технологии HDR. К примеру, профессиональная серия ColorEdge от Eizo поддерживает WCG, но цветопередача даже близко не стоит к HDR-совместимым, несмотря на всё качество, стоимость и великолепную репутацию первых.

Для того, чтобы справиться с дополнительным объемом данных, HDR требует подключения монитора по протоколу HDMI 2.0a; запоздалый апгрейд HDMI 1.4 с низкой пропускной способностью.

HDR штука весьма многообещающая, но путь его тернист. Самой большой проблемой являются вовсе не технические неурядицы, а соревнующиеся между собой, зачастую несовместимые стандарты, угрожающие завести ранних адептов в дорогостоящие тупики.

И это тоже не настоящий HDR.

Сейчас есть два основных стандарта HDR: патентованный Dolby Vision с 12-битным цветом и динамическими метаданными, и открытый стандарт HDR-10, поддерживающий 10-битный цвет и предоставляющий лишь статичные метаданные на старте видеопотока.

Dolby Vision, со всеми его лицензионными сборами и дополнительным оборудованием, является наиболее дорогим вариантом, который еще и очень не прост в обращении. Большинство же производителей дисплеев и поставщиков контента решили обратить свои взоры на HDR-10, и особенно стоит выделить Microsoft с их Xbox One S и Sony с PS4. Яркий пример того, что игровая индустрия не стоит на месте. Всё это делает HDR-10 самым простым и очевидным выбором для консольных игроков.

Сторонники Dolby Vision отмечают большую глубину цвета, более требовательное железо и возможность покадровой динамической подстройки цвета и яркости, наряду с совместимостью с HDR-10. Однако рынок следует за более дешевым и вполне удовлетворяющим стандарты качества конкурентом.

Так как HDR-10 не совместим с Dolby Vision, это делает из последнего технически лучший, но более дорогой и требующий лицензирования стандарт, который умрёт в ближайшие пару лет, в то время как его открытый товарищ будет процветать. Но, если вы заядлый киноман, готовый прилично потратиться на качество, то можете насладиться и более продвинутым детищем Dolby, ничто вам не помешает. У геймеров, однако, иные приоритеты. Так, хватит о гостиных комнатах. Что там насчёт HDR на ПК?

Производители персональных компьютеров наперегонки спешат принять участие в новой гонке за HDR, но вам вовсе не нужно ждать победителя. В топовый сегмент ТВ уже поступило «железное» решение для HDR. Это ещё и лучший способ увидеть разницу воочую, поскольку уже доступна небольшая, но растущая библиотека соответствующих демо, фильмов и телепередач со сравнением бок-о-бок. Все рекомендуемые нами телевизоры для игр поддерживают HDR, что делает их прекрасным выбором для замены мониторы, если вы цените размер и качество картинки выше, чем традиционное для мониторов низкое время отклика.

Телевизоры вроде самунговских моделей серий KS8000 и KS9800 запросто способны служить компьютерными дисплеями и быть на гребне волны первопроходцев HDR контента. Держите только в уме, что цена за вход в этот клуб немаленькая, а использование ТВ для игр имеет некоторые недостатки, к которым нужно быть готовым.

Видеокарты

Где ПК уже готовы к HDR, так это на рынке графических ускорителей. В то время как мониторы не поспевают за своими ТВ-конкурентами, GPU среднего и топового сегментов уже год как готовы к революции, и всё благодаря здоровому соперничеству между Nvidia и AMD.

Nvidia заговорила о HDR ещё во времена карточек 900-й серии, а все их современные ускорители на Pascal уже готовы к HDR. AMD вступила в игру немного позже, с выходом 390X, а их линейка Polaris – первые карты красно-черных с поддержкой HDR. Если вы приобрели свою видеокарту совсем недавно, есть немалый шанс того, что хотя бы часть вашей системы готова к переменам.

А именно этот вопрос и волнует ПК-геймеров больше всего. В то время как новые выходить уже с поддержкой HDR, старые не смогут блеснуть перед нами расширенной цветовой палитрой и контрастом без дополнительных патчей. Они прекрасно будут идти на новых системах, но без свежих заплат вы не увидите никакой разницы.

К счастью, добавление HDR не требует какого-то глобального переписывания кода. Для этого применяется достаточно простой процесс, расширяющий цветовую палитру SDR до диапазона HDR без значительных усилий.

HDR слева, обычный скриншот справа. Nvidia занимается добавлением HDR в Rise of the Tomb Raider для ПК. Ждите множество патчей для популярных игр после появления HDR-дисплеев в широкой продаже.

Это значит, что популярные игры в будущем могут обзавестись ремастерами или патчами, добавляющими поддержку HDR, а сообщество моддеров пойдет еще дальше, к классике, на которую разработчики даже смотреть не станут. В отличии от симулированного или умеренного HDR, ранее использовавшегося в играх или фотографии, «железный» HDR весьма заметно меняет качество картинки, что индустрия развлечений уже приметила. И всё же, до яркой и красочной нирваны пока далеко.

Настоящая проблема, вставшая перед ПК-игроками, заинтересованными в HDR, заключается в том, что технологии ещё нет на этой платформе. Nvidia активно работает над патчем для Rise of the Tomb Raider, а игры, которые будут поддерживать HDR на консолях, лишь вероятно будут делать это и на ПК (речь сейчас идёт о Forza, Battlefield, Gears of War и других). На момент написания статьи нет никаких точных данных.

Пока не появятся патчи и игры, HDR так и останется прерогативой контента для Blu-ray и потокового просмотра, наряду с консольными хитами, пользователи которых сполна насладятся новыми технологиями. Пока можно расслабиться, пройдёт ещё какое-то время, прежде чем HDR доберётся до ПК , так что отдыхайте, наслаждаясь своим каталогом в Steam и предвкушая будущее визуальное пиршество.

  • Перевод

Последнюю пару недель я потратил на исследование HDR-картинки различных игр.

Когда речь идёт об SDR-видео, то вам должны быть знакомы значения RGB в интервале 0-255, где 0 представляет чёрный цвет, а 255 - белый.

HDR10 /Dolby Vision в этом плане немного отличается, не только потому, что использует интервал 0-1023, но и потому, что все эти значения данных представляют не просто чёрно-белый (или цветной) градиент, но и меру освещённости в нитах, то есть в единицах измерения яркости света.

В отличие от используемых в предыдущих видеоформатах значений, эти значения определены и абсолютны. Значение 0 всегда означает полное отсутствие света (полная чернота), значение 1023 всегда представляет 10000 нит освещённости, значение 769 всегда обозначает 1000 нит.

То есть если передать современному HDR-телевизору эти значения, он должен выводить точно такое количество света, которое описано заданным значением.

Эта система используется и в HDR10, и в Dolby Vision. Её могут называть HDR на основе PQ (PQ based HDR).

На сегодняшний момент есть не так много телевизоров с максимальным значением 10000 нит, вам повезло, если у вашего значение превышает 1500 нит.

Когда получаемый сигнал выходит за пределы аппаратных ограничений дисплея, телевизор сам решает, как обрабатывать эту ситуацию. Большинство производителей просто обрезают значения белого выше выбранного ими уровня. Также они могут использовать плавный спад и делать смещение к обрезанным значениям менее очевидным.

Для этого при создании контента под HDR10 и Dolby Vision указывается дополнительная информация о содержимом изображения в формате метаданных. Эти метаданные обычно сообщают, какое самое яркое значение будет присутствовать в игре (или фильме) и какова средняя освещённость для всего контента. Эти значения определяются по дисплею, на котором создавался контент.

Большинство UHD-контента сейчас создаётся для экранов с 1000 нит или 4000 нит.

Цель этих метаданных заключается в том, чтобы можно было получить из оригинального HDR-контента SDR-изображение (или что-то между SDR и HDR) в том случае, когда контент просматривается на дисплее, не достигающем пиковых значений освещённости дисплея, на котором создавался контент.

То есть если фильм создавался на дисплее с 1000 нит, а у вас есть OLED-экран с максимумом в 650 нит, то телевизор может использовать эти метаданные, чтобы решить, как отобразить информацию, которую нельзя отобразить иным способом из-за аппаратных ограничений.

Если у вас есть дисплей, соответствующий максимальной яркости контента или превосходящий её, то ему не будут нужны метаданные.

Разобравшись с этим, давайте посмотрим на то, как создавались игры, какие варианты они предоставляют пользователю для настройки изображения, что конкретно делают эти варианты, и какова связь между этими аспектами и тем, как выглядит HDR.

У видеоигр есть большое преимущество по сравнению с фильмами - их картинка генерируется в реальном времени, поэтому её можно настраивать как угодно.

Благодаря самой природе HDR-контента это очень легко измерить: нам достаточно будет скриншота или захвата видео без тональной компрессии (tone mapping), и из них мы можем посмотреть кодовые значения, использованные в разных частях изображения.

Мы сможем увидеть, что если игра передаёт что-то, отличающееся от чёрного (или имеет кинематографическую цветокоррекцию с поднятыми значениями чёрного), то мы можем увидеть самое яркое значение, которое игра попытается использовать для таких объектов, как солнце.

Поэтому я изучил различные игры для Xbox (консоль позволяет создавать скриншоты в HDR), чтобы разобраться с тем, что же делают различные внутриигровые настройки и как их использовать для получения оптимальной картинки на дисплее.

Цель HDR - передача дисплею большего количества информации, чтобы самый яркий свет, который мог бы отображаться в соответствующих частях изображения. Обычно самые яркие точки находятся в бликах отражения, взрывах и на солнце.

Давайте рассмотрим некоторые по-настоящему хорошие примеры игрового HDR. Во всех этих примерах используются немного отличающиеся параметры и разные подходы к выполнению тональной компрессии.

Чтобы лучше визуализировать вывод игры в формате без HDR10 / SDR-формате, я придумал метод создания карт освещённости.

С помощью этой шкалы мы можем легко оценить, что на картинке тёмное, что светлое, а что очень сильно яркое.


БОльшая часть видимого нами находится в интервале 0-150 нит, а всё выше - это дополнительная освещённость, обеспечиваемая HDR.

Star Wars: Battlefront 2

На самом деле, во всех HDR-совместимых играх на движке Frostbite, которые я рассматривал (Battlefield 1, Mass Effect) используется одинаковая схема.

Метаданные выводятся в 100000, а сама тональная компрессия выполняется игрой с помощью HDR-ползунка, где 0 нит - самое левое значение, а 10k нит - самое правое.


Как мы видим, само Солнце выводится в 10k нит. Объекты, которые должны быть совершенно тёмными, так и выглядят. Блики отражений на верхней части оружия тоже попадают в интервал от 4000 до 10000 нит.

Игры Dice на движке Frostbite на самом деле очень интересны тем, что можно сдвинуть HDR-ползунок на одно деление слева. Это даст нам 100/200 нит (в зависимости от игры), в сущности сжимая картинку игры до SDR. Таким образом вы можете очень легко убедиться, на что способен ваш новый крутой телевизор.

Ещё одна забавная вещь из игр DICE - можно сдвинуть ползунок на 0% и в буквальном смысле отключить всё освещение. Так мы увидим, что освещение действительно просчитывается в реальном времени, ведь мы сказали движку, что самый яркий источник света должен быть равен 0.

Rise of the Tomb Raider

В этой игре используется похожая схема: ползунок яркости, управляющий точкой чёрного (при перемещении к самой низкой точке), а второй HDR-ползунок управляет пиковой яркостью.

Изображение Tomb Raider ограничено 4000 нитами. Как и в играх на движке Frostbite, можно или поднять ползунок до максимума, чтобы телевизор выполнял тональную компрессию, или следовать экранным инструкциям, выбрав максимальную яркость и позволив игре выводить данные самостоятельно.

RotTR особенно интересна в этом, потому что тут есть множество бликов отражений, и не только в местах, где мы их обычно видим, например, на блестящем льду и мерцающем снеге, отражающем свет солнца…


… их можно увидеть и в условиях слабого освещения и на менее очевидных «блестящих» поверхностях, таких как этот ботинок в безумно высоком разрешении.


Похоже, что когда выходные данные достигают 4000 нит, то любой уровень выше этого прыгает прямо к 10k нит (что дисплей в любом случае обрежет, поскольку метаданные, похоже, сообщают дисплею, что они имеют значение 4000 нит).

Эти данные не теряются, их время от времени можно увидеть, и это говорит нам, что это художественное решение или часть процесса цветокоррекции игры под HDR.

Assassin"s Creed Origins

AC:Origins - это ещё одна игра с хорошо реализованным HDR. Как и в Tomb Raider, здесь тоже присутствует ограничение в 4000 нит (розовые фрагменты). В игре есть ползунок яркости, который на основании условий видимости нужно опустить как можно ниже. Кроме того, в игре есть опция Max Luminance, удобно размеченная в нитах.

Также в ней есть шкала «белого листа», то есть кроме ползунков и настройки самых тёмных и самых ярких частей игры она позволяет изменять одну из промежуточных точек: яркость листа бумаги.


Ubisoft рекомендует для ползунка белого листа следующую настройку:
отрегулируйте значение так, чтобы бумага и свисающая ткань на изображении были почти белыми

Однако, как и в случае с ползунком яркости, это позволяет отрегулировать выводимую графику игры так, чтобы она соответствовала условиям просмотра: если вы в окружении с управляемым источником освещения, то установите значение 80 нит, однако с усилением окружающего освещения вы предпочтёте значения повыше.


Настройка игр в соответствии с технически правильными параметрами показывает, что для многих потребителей HDR10/Dolby vision оказывается слишком тёмным. Также можно увидеть, что разработчики всё ещё вплотную занимаются этими технологиями: при правильной калибровке картинки игры HUD в AC становится немного слишком тёмным.

Forza Horizon 3

Замечательный пример того, что HDR не обязательно использовать только для безумно ярких пятен солнца, магии и огня.

При облачности небо всё равно остаётся очень ярким, и фотографам приходится идти на хитрости, чтобы справиться с вызываемыми этой причиной проблемами контрастности. Forza расцветает здесь в полную силу, я почти ощущаю холод и серость, как будто вижу их собственными глазами.

Как вы видите, небо достигает примерно 4000 нит, на решётку почти не падает свет и она тёмная, в то время как передние фары выдают полные 10k нит.


В условиях ночи игра по полной использует тёмный границу шкалы, в то время как взрывы и фары по-прежнему освещаются реалистичным образом.


Это тоже хороший пример того, что даже в SDR очень тёмное изображение, соответствующее стандартам HDR10, будет восприниматься как слишком тёмное, или приглушённое, или «давяще-
чёрное». Как мы видим из карты освещённости, все детали действительно на месте, но человеческий глаз не может подстроиться к таким подробностям. Ему нужно находиться в условиях слабого освещения примерно 10 минут, пока в клетках глаз не произойдут определённые химические реакции. Очевидно, что это представляет проблему для многих потребителей, которые скорее всего не находятся в способствующих этому условиях освещённости.

Gears of War 4

INSECTS


Все три игры работают с двумя ползунками. Ползунок яркости управляет уровнями чёрного, однако также контролирует один из аспектов контрастности, увеличивая максимальный вывод до 10000k нит. Второй ползунок HDR также позволяет задавать максимальный вывод, ниже значений которого настраивается другой ползунок.

В Forza и Gears эти параметры называются просто яркостью (Brightness) и HDR, однако в INSECTS они называется контрастностью HDR (HDR Contrast) и яркостью HDR (HDR brightness).

Давайте теперь посмотрим на некоторые другие примеры.

Shadow of Mordor

В SoM используется очень упрощённый подход: игра всегда выводит максимум 10k нит, а тональную компрессию оставляет на долю телевизора. Это интересно, так как мы знаем, что на самом деле разработчики никогда не видели игру выводимой в 10k нит, потому что таких дисплеев не существует.

В игре есть традиционный ползунок яркости (Brightness), который позволяет пользователям настраивать точку чёрного в соответствии с их вкусом и условиями просмотра.

На скриншоте мы видим очевидные места, где стоит искать полные 10k нит, а именно солнце и блики отражений. Также мы видим, что сторона персонажа, находящаяся в тени, такая тёмная, как и должна быть.

Agents of Mayhem

Здесь используется похожая техника, за исключением того, что игра ограничена сверху 1000 нитами и цветокоррекция/тональная компрессия, очевидно, выполнялись с учётом этого, поскольку это достаточно достижимый вывод с точки зрения потребительского дисплея. Не думаю, что это было совпадением, и это на самом деле одна из самых хорошо выглядящих в HDR игр.



Здесь снова, как и в других играх, сдвигание ползунка влево улучшает уровень чёрного.

DEUS EX: Mankind Divided

Множество случаев задранного вверх чёрного, возможно, является художественным приёмом, но также оказывается багом, который приводит к совершенному сбою цветокоррекции при опускании ползунка яркости игры ниже значения 35%.


Это выглядит как результат какой-то неверной регулировки кривой.


40-45% дают вывод в 1000 нит без слишком большого задирания чёрного вверх.

Final Fantasy XV

От «Squarenix, фу», к «Squarenix, ого!»

Фиксированный максимальный вывод в 1000 нит и простой ползунок яркости для опускания уровней чёрного. Потрясающе тщательная цветокоррекция, в том числе и при разных условиях освещения.

Когда в начале 2017 года проходила выставка CES, стало ясно, что вскоре прилавки компьютерных магазинов начнут заполонять компьютерные мониторы, поддерживающие стандарт HDR. Все крупные производители уже продают такие модели – каждая с впечатляющими параметрами. Скоро мы подробно расскажем об одном из них, а сейчас давайте сосредоточимся на теории, которая поможет решить, насколько сейчас оправдана покупка монитора с поддержкой HDR.

HDR в PC-формате

Стандартное объяснение описывает HDR (или High Dynamic Range) как набор стандартов, предназначенных для расширения цветопередачи и контрастности видео и изображений за пределы стандартных, «жестких» аппаратных возможностей. Говоря проще, HDR улучшает контраст, яркость и насыщенность цветов, обеспечивая в несколько раз более детализированное изображение. HDR против SDR

С практической точки зрения для большинства пользователей это означает полную замену имеющихся устройств для того чтобы получить очевидную разницу в качестве изображения. Почему полная замена? Потому что стандартные устройства, в частности мониторы, не соответствуют требованиям сертификации HDR.

Начнем с требования к яркости. Чтобы считаться «HDR ready» дисплей должен иметь минимум 1000 Кд/м2 (нит яркости). Высококлассные мониторы обеспечивают яркость между 300-400 нит, т.е. они даже близко не соответствуют тому, что необходимо. Хорошие ноутбуки имеют около 100 нит. Даже у дисплеев для смартфонов, разработанных для обеспечения хорошей видимости при ярком солнечном свете, этот показатель редко превышает 800 нит (Galaxy Note8 является одним из исключений с яркостью 1200 нит). Иначе говоря – в настоящее время 99% дисплеев не поддерживают HDR.

Теперь перейдем к воспроизведению цвета. Технология HDR требует, чтобы монитор поддерживал глубину цвета 10 или 12 бит. Однако стандартные мониторы способны передавать только 6- или 8-битный цвет, используя цветовую гамму sRGB, которая покрывает только треть визуального спектра HDR.

Модели мониторов с поддержкой технологии Wide Gamut Color (WGC) отвечают требованиям цвета, но их расширенные возможности совместимы только с программами для профессионального использования (графические редакторы, например). Игры и остальное программное обеспечение просто игнорируют дополнительные цвета и часто выглядят «размытыми», если оборудование не может эмулировать уменьшенное цветовое пространство.

HDR позволяет избежать этой путаницы за счет метаданных, которые корректно распределяют цветовое пространство. Именно это помогает правильно визуализировать изображение и заставляет все программное обеспечение оптимально использовать возможности дисплея.

Здесь, однако, следует вставить одно большое «НО» для тех из вас, кто работает в области фотографии, графического дизайна и обработки видео. Более яркие и насыщенные цвета, обеспечиваемые HDR-мониторами, вряд ли придутся вам по душе. Не потому что не понравятся вам, просто они не удовлетворят ваши профессиональные потребности, потому что их «живость» достигается за счет реалистичности цветопередачи. Модели с WGC продолжают оставаться идеальным выбором для вас. Так что если вы читаете этот текст, чтобы узнать, какие преимущества эта технология дает вашей сфере занятости, вы их просто не найдете.
Два дизайнерских монитора Dell. Слева – экран WGC с реалистичной цветопередачей. Справа – дисплей HDR. Легко заметить высокую насыщенность цвета.

Каша из стандартов

Далее мы поговорим об опыте с точки зрения обычного пользователя и PC-геймера, но сначала позвольте мне распутать для вас огромный запутанный клубок стандартов HDR. В настоящее время существует четыре стандарта, но только два из них широко распространены в потребительской электронике: запатентованный Dolby Vision с его 12-битным цветом и динамическими метаданными; и открытый стандарт HDR10, который поддерживает 10-битный цвет и предоставляет только статическую передачу метаданных. Два других стандарта – HLG, разработанный BBC и используемый на YouTube; и Advanced HDR, созданный Technicolor и используемый главным образом в Европе.
Разница между SDR, HDR со статическими метаданными (HDR10) и HDR с динамическими метаданными (Dolby Vision).

Но вернемся к вопросу использования HDR в компьютерных мониторах, добавив тяжесть игр. Требуя платы за лицензию и наличия дополнительного оборудования, Dolby Vision является более дорогим из обоих стандартов, и его дороговизна – основной фактор медленного приема. Несмотря на то, что Dolby Vision обеспечивает лучшую глубину цвета и возможности динамической перенастройки кадра за кадром, разработчики игр выбирают более дешевый, но оптимальный HDR10. При этом речь идет не только о производителях ПК, но и консолей: Microsoft (Xbox One S и Xbox One X) и Sony (PS4 и PS4 Pro). Основные сторонники HDR10, такие как Samsung и Amazon, даже активно борются против аргумента, что Dolby Vision предоставляет более высокое качество изображения. Эта борьба привела к появлению своеобразного обновления под названием HDR10+, которое улучшает некоторые слабые стороны HDR10.

Все это говорит о том, что HDR10 станет широко распространенным стандартом HDR для компьютерных мониторов и игр, верно? Нет, не совсем. Недавно разработчики Dolby Vision упростили интеграцию своей технологии в игры и графические процессоры посредством патчей, прошивок или обновлений драйверов. Весной этого года к числу ключевых сторонников Dolby Vision в играх присоединилась компания NVIDIA.
Стенд NVIDIA на выставке Computex 2017. Слева – стандартный SDR-монитор, справа – HRD-монитор. Фото: TechPowerUp

(ПК)Гейминг в HDR

Консольщикам повезло больше в вопросе HDR. Они выиграли от включения стандарта в высококлассные телевизоры, а производители консолей разработчики игр (специально для консолей) быстро разглядели визуальное преимущество HDR-экранов перед стандартными телевизорами. С чисто практической точки зрения потребителю легче оправдать большие инвестиции в экран, который служит развлекательным центром его дома, чем в тот, который стоит на рабочем столе.

Тем не менее, PC-геймеры могут быть благодарны их консольным товарищам. Популяризация HDR в телевизорах, таких как серии LG C6 и C7, которые могут использоваться в качестве гигантских мониторов для ПК, позволили «ПКшникам» насладиться первой волной HDR-контента, созданного специально для ПК.

Но все же, на какие модели мониторов следует обратить внимание? Три из наиболее перспективных анонсированных HDR-мониторов быстро разочаровали тем, что по факту они не соответствуют всем требованиям HDR10. И, следовательно, не поддерживают истинный HDR. Два из них, Dell S2718D и LG 32UD99, могут принимать HDR-сигнал, но не имеют необходимого цветового диапазона или яркости для использования HDR-контента. Последний, BenQ SW320, отвечает требованиям к цвету, но не яркости. Таким образом, в списке остались следующие модели: Acer Predator X27, Acer Predator X35 ASUS ROG Swift PG27UQ, ASUS ROG Swift PG35VQ, Samsung CHG70 и Samsung CHG90.
ASUS ROG Swift PG35VQ – одна из самых перспективных HDR-моделей на данный момент

Следующий логический вопрос: как обстоит ситуация с графическим процессором? В этом плане компьютеры уже давно подготовлены благодаря войне между NVIDIA и AMD, а также их видеокартам среднего и высокого классов.

NVIDIA начала с интеграции HDR в свои графические процессоры поколения Maxwell (предыдущая серия 900) и продолжила сертификацию с новой серией 1000, которая использует архитектуру Pascal. Первыми сертифицированными видеокартами от AMD стали модели семейств 390X и Polaris. Проще говоря, если ваша видеокарта была выпущена в течение последних 4 лет, у вас не должно быть никаких проблем. Однако, если вы хотите воспользоваться всем, что может предложить новый HDR-дисплей, придется приобрести одну из самых новейших моделей видеокарт.

Реальная проблема с HDR для PC-геймеров

Если с деньгами полный порядок, то покупка монитора с поддержкой HDR и соответствующего компьютерного железа не будет проблемой. Но прежде чем бежать в магазин, следует изучить ситуацию с наличием соответствующего контента. К сожалению, в этом плане так себе ситуация. Да, есть новые игры, в которые изначально заложена поддержка HDR, но старые игры не умеют подстраиваться по особенности этой технологии. По крайней мере, не без специальных патчей.

Интеграция HDR не требует масштабных изменений в программном обеспечении, но это не отменяет того факта, что в настоящее время количество HDR-контента, доступного PC-геймерам не так уж и велико. На самом деле только несколько игр поддерживают стандарт: Shadow Warrior 2, Deus Ex: Mankind Devided, Hitman, Resident Evil 7, Obduction, Paragon, пропатченная версия Mass Effect: Andromeda, Need For Speed: Payback и Star Wars: Battlefront 2. Кроссплатформенные игры Gears of War, Battlefield и Forza Horizon 3 поддерживают HDR в консольных версиях, но эта функция отсутствует на ПК. Некоторое время назад NVIDIA активно работала над патчем HDR для Rise of Tomb Raider, но от компании уже давно нет никаких новостей о том, как продвигается эта работа.

Разработчики игр принимают идею HDR, но консольные игры будут первыми с такой поддержкой. PC-геймеры остаются (снова) на заднем плане. Пройдет еще несколько лет, прежде чем HDR станет действительно важной особенностью компьютерных мониторов. На данный момент этого стандарта нет в числе обязательных параметров, которым должен обладать игровой монитор, чтобы заслуживать внимание. Как и в случае с 4K, HDR – это инвестиция в будущее.

Один совет, который я могу дать вам в завершение: покупаете сегодня монитор, который отвечает вашим текущим потребностям. Если вам важно наличие HDR, то этот приятный бонус обойдется вам в несколько дополнительных сотен долларов, но он будет гарантией (хотя и небольшой), что ваш новенький монитор еще долго будет оставаться актуальным.

Метки: ,

Список лучших игровых 4K мониторов для консоли Xbox One S с поддержкой HDR10, для тех, кто не хочет играть в консоль на телевизоре.

Основные параметры 4K-HDR мониторов.

  • HDR 10 - только этот формат поддерживают консоли Microsoft Xbox. Наличие Dolby Vision никоим образом не улучшит картинку игр. Также, не любое упоминание HDR в описании устройства означает поддержку нужного формата.
  • Диагональ от 24″ , но лучше 27″-32″. Играть в консольные игры на меньшем размере можно, но удовольствия мало.
  • IPS матрица значительно лучше в плане сочности и насыщенности картинки, TN же отличается малым временем отклика. На данный момент IPS дисплеи достаточно быстры.
  • Частота обновления 60 Гц , бывает и больше. Тут действует правило: чем больше тем лучше, но дороже!
  • Время отклика до 12 мс , до 30 мс приемлемый импут-лаг для ТВ. Чем меньше значение задержки, тем лучше.
  • HDMI вход 2.0 или 2.0a, иначе 4K будет в 30Hz, а не в 60Hz.
  • 10bit мониторы (1,07млрд цветов) и более, так как только в этом случае вы получите всю прелесть HDR. 8bit отображают 16.7 миллионов цветов. 8bit+FRC - это программные методы увеличения битности (пиксели моргают и из-за этого увеличивается количество цветовых оттенков).
  • Рекомендуем обращать внимание на мониторы с Freesync 2 через HDMI порт, так как эту функцию поддерживает Хбокс Оне Х.

Модели мониторов с HDR 10 для Xbox One S и X.

В середине 2017 года не так уж и много мониторов, действительно поддерживающих профиль HDR10, который необходим для новых консолей Microsoft Xbox One с индексами S и X:

  • LG 32UD99-W (31.5″ / IPS / 4K / 60Hz / HDR10 / FreeSync) - $999
  • Dell UltraSharp UP2718Q (27″ / IPS / 4K / 60Hz / HDR10) - $1.699
  • Acer Predator XB272-HDR (27″ / IPS / 4K / 144Hz / HDR 10 / G-Sync) - $1.999 (ориентировочно)
  • Asus ROG SWIFT PG27UQ (27″ / IPS / 4K / 144Hz / HDR 10 / G-Sync) - $1.999 (ориентировочно)
  • ASUS ProArt PA32U (32″ / IPS / 4K / 60Hz / HDR 10) - $1.999 (ориентировочно)

Для полноценного HDR-10 нужна огромная яркость 1000 нит.

Разумеется не каждый захочет выкладывать более тысячи долларов за монитор, тем более для игровой приставки. А вот если игры совмещать с работой (фото и видео монтаж), то можно и раскошелиться. Да и не всем понадобится огромный 4K-UHD телевизор, цена которого так же стартует с отметки $1500.

Дополнительные технологии NVidia и AMD.

  • G-SYNC - разработка NVIDIA для динамической синхронизации между дисплеем и видеокартой (устраняет разрывы -«tearing» и увеличивает плавность кадров). Работает только с видео-картами NVIDIA и значительно повышает стоимость мониторов из-за лицензионных отчислений, в среднем на 20.000₽.
  • FreeSync - аналогичная разработка от AMD, для быстрого и четкого обновления картинки. Поддерживается VESA и Display Port 1.2a. Широко применяется всеми производителями мониторов из-за своей бесплатности ! Работает с картами GPU от AMD (дискретными и встроенными в CPU).

Что лучше 4K монитор или 4К телевизор?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо определиться для чего будет использоваться устройство.

При многих равных технических параметрах (диагональ, разрешение, контрастность, яркость, скорость отклика, частота обновления и тд) между этими дисплеями есть одно различие - предназначение .

  • Телевизоры подходят для просмотра фильмов, телевидения, потоковых сервисов и игр на консолях. Так как они создаются специально для отображения «красивой» картинки на большой площади.
  • Монитору нужно показывать наиболее реалистичное изображение , без «улучшалок» и «уплавнялок». Поэтому они применяются в связке с компьютерами и другими рабочими установками. Игровые мониторы тоже актуальны только для ПК геймеров, так как консоли не выдают более 60FPS в 1080p, не говоря уже о 4К.

В идеале лучше всего иметь оба варианта, для работы хороший моник, а для развлечений большой телек. Но если бюджет или просторы жилого помещения ограничены, то придется расставить приоритеты.

mob_info